Инклюзивный оркестр "Солнечные нотки"
От сердца к сердцу встречные дороги,
Чтоб их пройти нужны не только ноги.
А Светлый Ум и Добрая Душа,

тогда и встреча будет хороша!

Наш оркестр был организован для детей синдромом Дауна в ноябре 2013 года силами детского музыкального педагога – Татьяны Николаевны Ореховой. Началась наша история на колокольне Храма Вознесения Господня за Серпуховскими вратами с благословения настоятеля протоиерея о. Константина (Татаринцева). В оркестре участвуют более 70 детей, подростков и взрослых людей с синдромом Дауна, в возрасте от 8 до 30 лет. Мы обучаем их игре на духовых музыкальных инструментах (саксофон, кларнет, блокфлейта), фортепиано и мелодике, ударных инструментах и вокалу. Проводим занятия по ознакомлению с нотной грамотой и сольфеджио, танцам. Совместная работа на групповых репетициях и их творческая атмосфера позволяют адаптировать детей с синдромом Дауна к жизни в обществе, позволяют открыть в детях новые творческие грани. У ребят появляется больший круг общения, совместные интересы. Все педагоги, работающие в оркестре, являются успешными профессиональными музыкантами, а многие и виртуозами – исполнителями.

Индивидуальные занятия с детьми на фортепиано проводят Орехова Татьяна и Иванова Оксана, обучают игре на саксофоне, кларнете и блок-флейте – Соколов Никита и Соколов Владислав, на ударной установке – Степанов Олег.

Вдохновителем создания нашего оркестра стал опыт коллег из Голландии. В этой стране весьма популярны музыкальные оркестры, состоящие из людей с синдромом Дауна. Основоположником данного направления является оркестр Йостибэнд созданный в 1966 г. Это огромный оркестр (более 200 человек) в котором играют люди с синдромом Дауна от 18 до 93 лет. Оркестр Йостибэнд очень популярен у себя на родине, каждый месяц оркестр дает концерты, и, не смотря на стоимость билетов, в зале нет свободных мест. Этот оркестр является предметом национальной гордости в Голландии, широко известен и неоднократно выступал за рубежом.

С 2015 года Инклюзивный оркестр выступает на «большой» сцене. Является лауреатом Московских городских и международных конкурсов инструментальной музыки, обладателем Гран-при XXI Открытого фестиваля инструментального исполнительского мастерства «Музыка XX-XXI века «На Вадковском». Солисты оркестра неоднократно были участниками Всемирного специального музыкального фестиваля в Пхенчхане (Корея). Мы успешно гастролируем не только по России, но и за ее пределами. Музыкальные достижения наших воспитанников замечательно были оценены зрителями, пришедшими на концерт в Рязани, Пскове, Санкт-Петербурге, Вильнюсе (Литва), Кишиневе (Молдова), Ростоке и Гамбурге (ФРГ), Страсбурге и Париже (Франция).

В 2014 году для полноценного осуществления деятельности Инклюзивного оркестра «Солнечные нотки» при поддержке семьи Ореховых была создана Региональная общественная организация содействия защите прав и интересов детей-инвалидов, инвалидов детства и их семей «Мария» (РОО «Мария»), руководителем которой в настоящее время является Орехова Татьяна Николаевна.

В 2019 году РОО «Мария» явилась инициатором в проведении и главным организатором Первого Международного Инклюзивного Музыкального фестиваля «Солнечная музыка» в Москве.

В 2020 РОО «Мария» провела на протяжении всего года Второй Международный Инклюзивный Музыкальный фестиваль «Солнечная Музыка». Выступления проходили под открытым небом, на теплоходе на Москва-реке, в Музее-усадьбе «Остафьево», так и онлайн. В фестивале участвовали инклюзивные коллективы из России, Литвы, Молдовы, Ирана, США и Кореи.

В 2021 году оркестр принял участие в Межрегиональном Инклюзивном Музыкальном Фестивале "Солнечная Музыка" в Ростове-на-Дону. В фестивале приняли участие инклюзивные коллективы из Москвы, Ростова-на-Дону, Ростовской области и Краснодарского края.

Наши проекты
Инклюзивный оркестр «Солнечные нотки» реализует множество проектов, направленных на социализацию, творческое развитие и обучение музыке детей, подростков и молодых людей с синдромом Дауна и РАС.
Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями средствами музыки
Как известно, инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок-инвалид не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

Базовой формой проведения музыкального занятия явилось использование в игровой форме интегрированных блоков различных видов художествено-эстетической деятельности. Например, в рамках музыкального занятия музицирование на музыкальных инструментах сменяется театрализованной деятельностью, а между ними разучиваются коммуникативные танцы и т.д.

Основные принципы музыкального обучения и воспитания детей в нашем оркестре:

  1. Индивидуальный подход.
  2. Систематичность обучения.
  3. Наглядность обучения.
  4. Играть музыку прежде овладения навыками музыкального исполнительства.
  5. Поощрения творческой инициативы.
  6. Коллективной игры.
  7. Смены видов музыкальной деятельности посредством занятия-игры.
  8. Музыкальное развитие детей основано на произведениях мировой классики и лучших образцах современной джазовой культуры.
Таким образом, применяя эти принципы в организации музыкальных занятий мы достигли отличных результатов:

  1. У нас сложился прекрасный творческий музыкальный коллектив.
  2. Дети с ментальными нарушениями приобретают навык концертного исполнительства. Более уверенно чувствуют себя в обществе и на сцене.
  3. Развивается способность к восприятию и воспроизведению более сложных и разнообразных музыкальных произведений: от классики до джаза.
  4. Дети с ментальными нарушениями успешно играют по нотам и читают «с листа».
  5. У них формируется эстетический вкус и художественные предпочтения.
  6. Повысилась самооценка.
  7. Формируется самоконтроль при исполнении произведений.
  8. Успехи в концертной деятельности способствуют личностным достижениям в развитии навыков коммуникации и социализации.
  9. Родители наших «солнечных» детей получают психологическую разгрузку и имеют положительный опыт в воспитании собственного ребенка, видя его творческие успехи.
  10. Все отмечают, что занятия в оркестре сильно меняют в лучшую сторону возможности воспитанников и развитие их личностных качеств: сотрудничества, положительного взаимодействия друг с другом, формируют чувства дружбы, привязанности и заботы.
В нашем коллективе играют не только дети и молодежь с ментальными нарушениями, но и их здоровые братья и сестры. Проводятся занятия по семейному музицированию.

Спасибо за внимание! Приглашаем всех заинтересовавшихся нашим творчеством на концерты оркестра «Солнечные нотки» и желаем всем успехов!

© Президент РОО "Мария" и художественный руководитель
Инклюзивного оркестра "Солнечные нотки"

Татьяна Орехова